История ювелирных украшений и изделий
История ювелирных украшений берет свое начало из древности, когда наши предки с целью удобства и рациональности использовали собственное тело для перемещения особо ценных для них вещей. Это могли быть различного рода амулеты и талисманы, сделанные из камней, ракушек или любого другого легкообрабатываемого материала, которые изначально просто привлекали внимание, а в последствии носили сакральный характер.
Истинное рождение ювелирного искусства произошло за тысячи лет до нашей эры на земле фараонов. Именно египтяне смогли не только добыть золото, но и научились обрабатывать этот металл и придавать ему необыкновенные формы. Возможность применения различных технологий позволило применять вставки из цветного стекла и отделочных камней, что придавало изделию торжественность и парадность. Соответственно побаловать себя такими изысками могли только члены фараоновой семьи, жрецы и высокие сановники.
Стоит отметить также и древних евреев, которые большое значение уделяли серьгам, подвескам с элементами цепочек (современного представления) и с различными элементами в виде полумесяца или звездочками. Именно в это время появляются бусы – шерстяная лента, на которую нанизывались шарики или диски из жемчуга, цветного стекла, кораллов, цветных камней; иногда лента изготавливали из металла, а шарики и диски — из сандалового дерева.
Культ красоты женского и мужского тела в Древней Греции диктовал свои особенностиювелирного мастерства. Украшения должны были подчеркнуть наготу здорового тела иювелирные изделия применяли довольно искусно: помимо ожерелья и всевозможных бус на красавицах можно было увидеть шпильки для волос, шейные гривны, браслеты, серьги, височные кольца, налобные золотые ленты и золотые диадемы. В своей работе ювелиры также использовали камни, стекло, глазурь, слоновую кость.
Впервые ювелирные украшения становятся атрибутами одежды в Древнем Риме, когда аристократы скрепляли того особыми брошками и булавками. Женщины начинают носить кулоны в виде небольших ампул и амфор, заполненные духами, а кольцо, с помощью которого можно было ставить печати и определять отправителя письма без подписей – стали настоящим достижением не только ювелирного мастерства, но и дипломатии, и шифровального дела.
В средние века основным заказчиком ювелирных изделий стала церковь. Помимо святых икон и книг, которые не только украшались ювелирными камнями, но и делались с помощью ювелирных технологий, в обиходе священнослужителей всегда находились дорогостоящие алтари, сосуды, кубки, причастные чаши – любая другая церковная утварь, основная цель которой удивить, поразить и заставить полюбить, как и основная цель политики церкви. Помимо эмали широко применяли самоцветы: рубины, изумруды, сапфиры, жемчуг, также встречаются экземпляры, украшенные горным хрусталём, топазами, аметистами, гранатом. И привозные, и местные камни шлифовались вручную и без изменений естественной формы кристалла или галечной породы.
Дальнейшее развитие ювелирного мастерства было связано с изучением различных технологий, которые применялись для создания настоящих произведений искусств. В конце 15 века расцветает новая техника эмалирования: эмаль накладывается послойно на уже эмалированную и обожженную поверхность. Именно в это время появляется новая мода — украшали каждый палец обеих рук, как мужчины, так и женщины, что указывало не столько на достаток и на статус, а сколько на верования о защите камней от различных несчастий. Таким образом, чтобы быть поистине счастливым человеком необходимо иметь и такого рода защиту.
В последующие века украшения носили не только практический характер, но и индивидуальный. Ювелирные мастера способны были создавать различные композиции и миниатюры, совмещать механику и эстетику и получать настоящие произведения искусства, которые отличались не только умелой и искусной отделкой, но и удивляли механическими способностями конструкции (пример — произведения Фаберже). Именно в этот период ювелирных дел мастера достигли высочайшего профессионализма и в своих работах могли запечатлеть важные события жизни или навсегда оставить в памяти любимого человека. Большее распространение получили кулоны с потайным содержанием, которые были особо ценны для своих обладателей. Ювелиры в своих работах широко использовали приемы литья и чеканки, ручной и машинной (гильошировка) гравировки, применяли матовое и блестящее золото, а также золото зеленого, желтого и красного цвета, опалесцирующие эмали, перламутр, гравированный и гладкий, с локальными накладками и мозаичный.
История украшения, частью которой являются и ювелирных изделий, очень обширна, ведь с их помощью учёные изучают быт и образ жизни людей, которые жили в различные века. Это позволяет узнать о желаниях и потребностях наших предков, изучить уровень их интеллектуальности и развитости. Камни, дошедшие до нашего времени, обладатели которых были известные и влиятельные люди, в полной мере указывали на особенности и пристрастия той или иной личности и кто знает, что они могут рассказать еще. И сейчас – в настоящее время многие люди не находят более лучшего способа подчеркнуть все свои достоинства, как с помощью ювелирных украшений, которые также как пару веков назад указывают на социальную принадлежность их обладателя.
Современные мастера способны работать с различными материалами, которые не оставят равнодушных даже самую взыскательную публику. Несколько мировых компаний по созданию ювелирных изделий ежегодно совершенствуют свои навыки и технологии для создания настоящих шедевров, которые будут достойны Вашей коллекции. В Волгограде сеть ювелирных магазинов «Золотой Союз» удивит своих покупателей не только продукцией волгоградских мастеров, но и порадует европейскими изделиями различных компаний.